Перейти к содержанию

Особняк Барышникова в городе Москва

Замечательный особняк в традиционном образе, с величавым коринфским портиком и литой оградой, — самый незабываемый на Мясницкой улице. Архитектором данного коттеджа был Матвей Федорович Казаков. Сооружение сконструировано в 1802 году по предзаказу майора в отставке, насыщенного помещика и владельца конных и пекарских предприятий Евгения Ивановича Барышникова. Ему принадлежала вилла в Смоленской области, о которой я не так давно говорила.

Данный особняк Барышникова относится к самым лучшим монументам столичного классицизма. История его образования свойственна для столичной строй практики. В течение 2-й половины XVIII столетия к старым неподвижным палатам равномерно приспособляли некоторые размеры. Проект Казакова установил заключительную композицию дома средних габаритов. Как и очень многие муниципальные имения Города Москва, дом спланирован в качестве буквы П, побочные флигели выходят на ярко-красную полосу улицы. Врожденный двор имения незначительный, и чтобы одолеть данный дефицит, Казаков выставил вперед проход, обширно использовавшийся в архитектуре классицизма, а колонны установил на большой цоколь и далеко отложил от стенки. Это добавило портику необыкновенную пространственность, сам же фасад стал величавым и парадным.

Вилла пострадала в процессе Российской битвы 1812 года, но действиями владельца была восстановлена в начальном виде.

С внешней стороны стенки мазались и красились в свойственный для эры классицизма желтоватый оттенок. Некоторые компоненты — цоколь, горизонтальные пояса, венчающие карниз, колонны были сделаны из светлого известняка.

Сохранилась эксклюзивная железная защита — со серьезной элегантной сеткой между выпуклых белокаменных колонок с металлическими шарами. Такие ограды в городе Москва все убиты. Защита проходит по линии улицы и сочетает флигели помещения.

В 1823 году Барышников предоставил собственную дочь замуж за Сергея Никитича Бегичева, который стал владельцем имения. Скоро после свадьбы Бегичев оставил боевую службу в звании полковника и вселился в собственном новом жилище. При новом обладателе вилла стала одним из центров цивилизованной жизни Города Москва, у него довольно часто были стихотворцы Д. Давыдов и В. Кюхельбекер, беллетрист В. Одоевский, автор А. Верстовский. Посетителями данного дома были ярчайшие фигуры эры, и в том числе представители сообщества декабристов.

Бегичев был огромным другом Александра Сергеевича Грибоедова. Создатель «Несчастье от разума» довольно часто проведывал в жилище на Мясницкой в зимнюю пору 1823?1824 годов и работал над собственным известным созданием в комнатах, размещенных в левой части коттеджа. Гибель Грибоедова стала огромным ударом для Бегичева, так как именно он убедил приятеля направиться в Тегеран в должности посланца Отечественной империи.

Фронтон портика скрашивает изысканного чертежа рельеф.

Колонны коринфского ордера завершаются колоколообразными капителями, обработанными кропотливо сделанными стилизованными листьями аканта.

Следующими обладателями дома были дворяне Бекетовы. Потом во 2-й половине XIX столетия владение было получено государством, в имению расположилось Мясницкое отделение клиники для разнорабочих, к которым смотрели всех аграрных граждан, подряжавшихся на работы в городе Москва.

Судя по ретрофотографиям, внешний облик дома не поменялся. Утрачены только элегантные балконы на консолях, которые были у окошек флигелей, выходных на Мясницкую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *